Журнал руководителя. Рекламно-информационное издание



03/166 май-июнь 2012 года
Волгоградский речной порт - 150 лет на службе России

Сегодня у нас в гостях Алексей Павлович Моложавенко - Генеральный директор ОАО «Волгоградский речной порт».


-Алексей Павлович, в этом году Волгоградский речной порт отмечает 150-летие. Расскажите, почему решено было построить порт именно в Царицыне?

-С середины позапрошлого, 19-го, века в России началось активное строительство железных дорог. В то время оживленно шла торговля между царской Россией  и  странами Средиземноморья. Товары на юг везли по Волге и Дону, а основной перевалочной базой была Дубовка, оттуда груз направлялся на Дон. Перевозка осуществлялась гужевым транспортом. В 1862 году была построена железная дорога между Царицыном и Калачом. Одной из главных составляющих этой транспортной ветки стал речной порт. Началось его бурное развитие. Если в 1862 году в порту было переработано 625 тысяч пудов груза, то всего через два года - уже 2 миллиона 253 тысячи пудов. В эти годы Царицынский речной порт становится одним из крупнейших. Добавлю, значение порта было таково, что в зимний период, когда прекращалась навигация на Волге, железная дорога Царицын - Калач тоже останавливала свою работу.

- Датой основания порта принято считать  май или сентябрь 1862 года ?

- Открытие Царицынского речного порта состоялось в  1862 году, 5 мая  в порт зашли первые товарные вагоны для перевалки  груза с Волги на Дон. А 15 сентября по старому стилю (28 сентября по новому) императорская (то есть государственная) комиссия подписала акт об освидетельствовании водно-железнодорожного комплекса Царицын-Калач. В состав комплекса входил и речной порт, поэтому 28 сентября 1862 года  принято считать днем рождения Волгоградского (Царицынского) речного порта.

В это время активно развивается судоходство, пароходства создают свои представительства в Царицыне. Постепенно Царицын превращается в развитый водно-транспортный узел,  крупнейший из речных по перевозке пассажиров и перевалке грузов.

- Когда и в связи с какими событиями было принято решение строительства более современного порта и набережной?

- В послевоенные годы  порт Сталинграда - Волгограда принимает огромный поток советских и иностранных туристов, стремящихся  увидеть город- герой Сталинград, Мамаев курган, музей-панораму «Сталинградская битва». Около 11 млн. гостей города

в год посещают героические мемориалы, осуществляется до 25 млн. пассажирских перевозок в год.

Городу-герою жизненно необходим был современный красивый порт. Завершение строительства Волгоградского речного порта и набережной было намечено к началу  проведения Олимпиады 1980 года.

Современный Волгоградский речной порт считается одним из крупнейших по перевозке пассажиров - 1,3 млн. человек в год. В основном это жители Волгограда и области, владельцы дачных обществ на Красной Слободе, Бакалде, Бобылях, Островной,  Кульбазе-1. Волгоградцы едут на пляж, гости нашего города любят прогулки по Волге.

- Алексей Павлович, какие задачи стоят перед Волгоградским пассажирским портом сегодня?

- Есть ряд задач, которые предстоит решать в ближайшем будущем.

Открытым остается вопрос формирования тарифов на перевозки пассажиров, ведь расценки на любой вид транспорта контролирует государство в лице Управления по регулированию тарифов. Цена за билет на сегодняшний день на 50% меньше экономически обоснованной, поэтому вторая составная часть цены доплачивается из регионального и муниципального бюджетов. За последние десять лет цена на дизельное топливо выросла в 7 раз. Только в 2011 году рост цены на топливо увеличились на 40% и убыток пассажирского порта за 2011 год составил 21 млн. руб.

Учитывая показатели прошлого года, инфляцию в 2012 году и рост цен на топливо,  государство увеличило субсидии, но этого все равно недостаточно.

С 6 июня 2012 года тарифы на билеты выросли на 20%, что может несколько снизить на какое-то время поток пассажиров, а затем количество пассажиров, по прогнозам, восстановится и увеличится.  Надеемся, что направление "отдых на воде" будет и дальше развиваться, радовать волгоградцев и гостей города, тем более что цены на прогулки остались ниже, чем в других регионах, стоимость социального проездного билета попрежнему составляет 230 рублей.

Вторым, не менее важным вопросом является вопрос безопасности пассажиров. После страшной трагедии затонувшего теплохода "Булгария", в результате которой погибло много людей, были  пересмотрены нормы безопасности для пассажирских перевозок. Порту приходится нести  дополнительные затраты. В этом году, перед навигацией были закуплены спасательные  жилеты для каждого пассажира по 1100 рублей каждый. Например, для теплохода "Москва" необходимо было 243 жилета, плюс детские жилеты и спасательный плот стоимостью 136 тысяч рублей, что составило приблизительно 500- 600 тыс. рублей в среднем на каждое судно. В данном вопросе 50% стоимости авансирует администрация города, так как вопрос безопасности пассажиров один из важнейших.

Хочу обратить особое внимание на тему въездного туризма. Одно из направлений деятельности Волгоградского порта - это прием транзитных прогулочных пассажирских судов других компаний и портов.

В последние годы из-за аварийного состояния главного причала (согласно нашей терминологии «причальной стенки») развитие данного направления затруднено и  необходим капитальный ремонт «причальной стенки». Прошло уже 32 года с момента сдачи объекта в эксплуатацию, а капитальный ремонт, согласно строительным нормам, необходим через 25 лет.

Судовладельцы, зная про аварийное состояние стены, вынуждены не заходить в порт, он не всегда может принять суда. Нельзя, например, подходить в два борта теплоходам, возможна только посадка и высадка пассажиров, стоять около причальной стены судно не может. Во время паводка (естественного затопления), работает практически один причал для принятия транзитного флота.

Про аварийное состояние объекта  власти давно информированы, но принадлежит  главный причал муниципалитету Волгограда. Получается замкнутый круг, для компании  ОАО «ВРП» сумма капитального ремонта неподъемная и в бюджете муниципалитета денег недостаточно для ремонта. Очень большая надежда на поддержку администрации города, вопрос предстоит решать совместными усилиями и в ближайшем будущем.

- Есть ли по, Вашему мнению, выход из данной ситуации?

- Если инвестор затратит средства на ремонт причальной стены, то он должен быть уверен, что данный вклад ему удастся вернуть. Инвестору необходимо дать  гарантии, возможно совместно разработать программу по возврату вложенных средств, так как деньги, поступающие от аренды, причаливающих теплоходов, порядка 2-3 млн. рублей в год, крайне маленькая сумма, чтобы решить проблему.

Городские власти думают на данную тему, вопрос остается открытым,  программа по реконструкции причальной стены еще не разработана, а брать бесконечно деньги с судовладельцев за заходы судна ("судозаходы") тоже не лучший вариант, особенно при взаимодействии с туристическими компаниями. В современной конкурентной среде

мы теряем значительную часть туристов, все чаще гости выбирают порт в Астрахани, так как тариф эксплуатации причальной стены там гораздо ниже, и "причальная стенка" была отремонтирована городскими властями к 350 летию.

- Алексей Павлович, после строительства моста через Волгу многое поменялось. Планирует ли Ваша компания развивать пассажирские перевозки водным транспортом?

- Безусловно, строительство моста через Волгу кардинально повлияло на пассажирский поток, он значительно уменьшился. Сейчас пассажирские перевозки  продолжаются в летний сезон с июня по сентябрь.

Поскольку наши пассажиры, в основном, дачники, туристы, отдыхающие, считаю, что надо сделать удобным подъезд к причалам. Во время проведения общегородских праздников трудно подъехать к  причалу порта, перекрыты бывают все подъездные пути, людям приходится идти пешком с тяжелым грузом,  а  многие хотят и в  праздники ездить на дачу, на природу. В этом плане интересен опыт Ханты-Мансийска и Красноярска. Например, чтобы улучшить качество обслуживания пассажиров, в Ханты-Мансийске построили единый авторечной вокзал. Пассажиры могут подъехать на любом городском автотранспорте к причалам.

В Волгограде мы предлагаем организовать удобное место для транспортной развязки в районе бывшего рынка рыбаков ( пересечение ул. Комсомольской и ул. Набережной, 62-й Армии), куда мог бы подъезжать общественный транспорт: троллейбусы, автобусы, маршрутные такси. Достаточно организовать пару причалов. Такой  малогабаритный автовокзал, совмещенный с причалами, и создаст единый удобный транспортный узел.

Ведь если ОАО «ВРП» не управляет ни тарифами на билеты, ни субсидиями, необходимо создать совместное муниципальное предприятие, регулирующее пассажирские перевозки и  отвечающее за их качество.

Волгоградский речной порт является крупнейшим по пассажирским перевозкам, и мы готовы  к любым формам сотрудничества  с городскими властями, чтобы создать более комфортные и удобные условия для гостей и жителей города.

- Известно, что современный ОАО «Волгоградский речной порт» работает по нескольким направлениям деятельности. Назовите их пожалуйста?

- Исторически так сложилось, а затем сформировалось предприятие ОАО «Волгоградский речной порт»,  объединяющее в своей структуре несколько разных направлений деятельности. Волгоградский пассажирский порт и грузовые порты: Красноармейский порт «Татьянка», порты Волжского и  Камышина обслуживают в основном промышленные предприятия города и области, которые осуществляют добычу нерудно-строительных материалов, перевалку и перевозку грузов водным транспортом.

- Алексей Павлович, какие задачи стоят перед грузовым портом, каковы перспективы развития ?

- После кризиса в 2008 году и по настоящее время рынок стагнирует, строят мало, объемы перевозок грузов соответственно не растут.

Мы надеемся, что через два-три года Россия начнет выходить из кризиса и объем строительства  увеличится, соответственно объем перевозок тоже.

Если говорить о  перевалке грузов, то сегодня наблюдается постоянный рост экспортно-импортных операций по доставке сырья в Азовский бассейн, морские порты -  Ростов-на -Дону и Астрахань. Идет большое потребление материалов другими городами, но не хватает мощностей морских портов и грузы проходят вглубь страны.

Крупным портом после морских является предприятие ОАО "Волгоградский речной порт", а именно порт г.Волжского, "Татьянка" (Красноармейский район Волгограда), порт г.Камышина.

В Камышине надеемся на  развитие текстильного направления и строительство цементного завода. Хочется верить, что порт оживет, но на данный момент он мало загружен, есть две паромные грузовые переправы и две пассажирские линии.

Порт "Татьянка" в Красноармейском районе обслуживает крупные промышленные и строительные компании г.Волгограда.

Основные задачи сегодня мы возлагаем на порт г.Волжского и  будем способствовать возрождению, скажу образно, "нового шелкового пути".

Город Волжский компактный, промышленный, много крупных предприятий, удачное месторасположение, рядом железная дорога.

После вступления Беларуси и Казахстана в Таможенный союз появилась перспектива сотрудничества с Казахстаном, тем более что Казахстан имеет общую границу с Волгоградской областью. Есть уже опыт работы по транспортировке  казахского лома  для перевозки в Турцию, Грецию, Италию. В настоящее время активно ведутся работы в данном направлении. Грузопоток будет расти в направлении Китая, Турции, и со временем в Волжском можно будет создать перспективную перевалочную базу.

- Существуют ли новые способы  грузовых перевозок?

- Есть не совсем новый, но достаточно удобный  способ перевозки товаров, в контейнерах.

Ранее, во времена СССР,  был опыт подобных перевозок, контейнеры отвечали  ГОСТам только внутри страны и  не  соответствовали нормам европейских стран.

Было достаточно неудобно, когда товар выгружался из контейнеров в Новороссийске и затем доставлялся до потребителя другим транспортом.

Чем больше мы интегрируемся в мировую систему, тем больше предприятий обращаются к контейнерным способам перевозки. Компании обучаются и приходят к пониманию удобства такой доставки груза до потребителя, практически "под ключ". Мы предлагаем нашим заказчикам идею работать по современным стандартам, как работает весь мир.

- Алексей Павлович, какие компании Вы видите своими стратегическими партнерами?

- До кризиса 2008 года мы активно сотрудничали с  ОАО "Каустик", сейчас работаем с ОАО "Северсталь", ОАО "Волжский трубный завод", Волгоградским алюминиевым заводом , предприятиями Волжского и  Красноармейского района Волгограда.

В настоящее время ОАО "ВРП" взаимодействует со многими государствами ближнего и дальнего зарубежья.

Мы всегда рады сотрудничеству и желаем видеть наших стратегических заказчиков не только на стадии переговоров, но и в качестве постоянных клиентов. Хотели бы активно и плодотворно работать уже сегодня по достаточно перспективному контейнерному маршруту, осуществляя перевозки импортных товаров народного потребления из КНР в Россию.

Беседовала Ирина Коваленко

ОАО "Волгоградский речной порт"
справочная (8442) 26-26-55
приемная (8442) 26-26-68
www.vrp.ru
e-mail: info@vrp.ru

Бесплатные объявления России Главная | О журнале | Редакция | Партнеры
© 2007-2014 "Журнал руководителя"
Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше.