Журнал руководителя. Рекламно-информационное издание



03/166 май-июнь 2012 года
Результаты мониторинга НИСИПП

Индекс кредитного благоприятствования развитию малого бизнеса стагнирует уже второй мониторинг подряд, что указывает на «кризис жанра» у ведущих игроков данного рынка. По сравнению с первым мониторингом в 2010 году индекс вырос на 29%, позиции банков в значительной мере сравнялись за счет копирования активности лидеров рынка догоняющими банками. Однако общий набор мероприятий, реализуемых банками для обозначения своего присутствия на рынке кредитования малого бизнеса по-прежнему очень скромен - оптимизация сайта и увеличение числа кредитных программ, управление процентными ставками и, в меньшей степени, иными условиями кредитования.


Как результат, при стагнации интегрального индекса наблюдается изменение индексов отдельных банков - появляются новые лидеры по активности на рынке, тогда как предыдущие лидеры не борются за свои позиции (например, с рынка фактически ушел банк Траст). Наиболее нестабильной оказывается политика банков в области маркетинга и качества консультирования клиентов.

Наблюдения за период 2010-2012 г. показывают, что инфраструктура банков не готова к массовому кредитованию клиентов из малого бизнеса не только из-за недостатка четко сфокусированных кредитных программ, но и в виду дефицита квалифицированных консультантов.

Обращает на себя внимание, что банки стараются технологизировать консультирование клиентов, что лишь ведет к проблемам с качеством консультирования, но не помогает банку на рынке, так как основные продажи вынуждены делать менеджеры дополнительных офисов, ориентируясь на существующих клиентов. На этом фоне почти не заметно попыток сделать более удобными линейки кредитных продуктов, что указывает на хронические проблемы банков с маркетингом. Хотя, конечно, на рынке продавца другого ожидать и не приходится.

Дефицит предложения ведет к тому, что отдельным участникам рынка за счет кратковременной активности удается перетянуть одеяло на себя и продемонстрировать вроде бы впечатляющие показатели, которые, впрочем, в масштабах всего сектора малого и среднего предпринимательства весьма и весьма малы. Чтобы наращивать долгосрочные позиции на рынке, очевидно, нужна последовательная маркетинговая политика и, вероятно, серьезные организационные изменения в банках.

http://www.finistconsult.ru/files/icb07.rar
Сайт института: www.nisse.ru

Индекс кредитного благоприятствования развитию малого бизнеса.

Индекс кредитного благоприятствования в мае 2012 г. составил 184 балла, не изменившись по сравнению с мониторингом в сентябре 2011 г. Основная причина - сохранение банками достаточно осторожной кредитной политики и сокращение маркетинговой активности.

Рисунок 1. Индекс кредитного благоприятствования, баллы

 

Динамика с предыдущего мониторинга (сентябрь 2011)

0%

Динамика с начала мониторинга (февраль 2010)

+29%

Данные ЦБ РФ показывают рост кредитного портфеля, однако очень слабый. Кроме того, просроченная задолженность по кредитам, предоставленным малым и средним компаниям, снизившаяся к началу 2012г. до 8,2%, вновь выросла, составив на  01.04.2012г. 9,2%.

Ситуация в экономике остается нестабильной, что ограничивает активность малых предприятий. В свою очередь, банки избегают излишней инициативы в кредитовании, полагаясь на участие государства в расширении рынка кредитования малого бизнеса. Попытки самостоятельного «прорыва» за счет более адекватных программ и настойчивого маркетинга очень непоследовательны, что отражается в достаточно турбулентном рейтинге банков по объемам выданных кредитов.

 

Рисунок 2. Общая сумма задолженности по кредитам, предоставленным субъектам малого и среднего предпринимательства, млн. руб.

 

Данные ЦБ РФ, с учетом данных по государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)"

По итогам майского мониторинга тройку лидеров сформировали Центр-Инвест, "Открытие" и Сбербанк - 241, 235 и 234 соответственно. Банки имеют достаточно широкую продуктовую линейку, закрывающую основные потребности МСБ. В составе их кредитных программ есть актуальные целевые программы (внедрение энергоэффективных технологий в Центр-Инвест, приватизация арендуемой недвижимости, находящейся в государственной и муниципальной собственности - Сбербанк) и программы кредитования Start-up предприятий (Центр-Инвест, Сбербанк) и акционные предложения. Их средние ставки кредитования не превышают среднюю ставку кредитования ТОП-20 и банки придерживаются умеренной политики по отношению к залоговому обеспечению. Также банки демонстрируют показатели уровня консультирования выше среднего, а банк "Открытие" является лидером данного индекса.

Росбанк значительно снизивший качество консультирования клиентов потерял лидирующие позиции,  что, вероятно, обусловлено объединением бизнеса с BSGV. Вместе с тем банк сохранил высокие позиции по уровню кредитной политики.

Наибольшее снижение рейтинга демонстрируют Промсвязьбанк, Траст, Уралсиб - в течение года на 100, 60 и 40 пунктов соответственно. Банки

показали низкое качество консультирования клиентов и  ужесточение кредитной политики (повышение средней ставки кредитования и требований к залоговому обеспечению).

Текущий рейтинг был серьезно пересмотрен по структуре его участников: исключены Транскредитбанк, находящийся в стадии слияния с ВТБ 24, НТБ, присоединившийся к банку Глобэкс, а также Росевробанк, чей портфель рос не столь быстро, как у отдельных участников рынка, включенных в рейтинг ("Открытие", Центр-Инвест, Райффайзенбанк).

Повышение средней ставки кредитования и ужесточение требований к залоговому обеспечению привели к значительному снижению рейтинга Россельхозбанка - 147 баллов против 190 на сентябрь 2011.

 Таблица 1. Банковский индекс кредитного благоприятствования, баллы

 

среднее 2011

сен 11

май 12

Центр-Инвест



241

Открытие



235

Сбербанк

217

216

234

Локо-банк

218

229

224

ВТБ 24

219

215

210

Номос-банк

214

205

200

Уралсиб

233

231

195

Росбанк

231

231

194

Интеза

188

192

191

Юниаструм банк

164

167

187

Инвестторгбанк

166

164

181

АК Барс

189

175

175

Промсвязьбанк

244

221

166

Россельхозбанк

184

190

165

Банк Москвы

187

164

164

Возрождение

197

217

163

МДМ-Банк

182

171

163

Траст

192

173

151

МИнБ

112

80

133

Райффайзенбанк



112


Индекс кредитного благоприятствования отражает настроения банков, их готовность кредитовать малый бизнес.

Основные черты такой готовности - открытость для клиентов (доступность информации о кредитовании), динамичность (изменения предложений для клиентов вслед за конкурентами), стремление к совершенствованию (улучшение качества сервиса, активное консультирование).

http://www.finistconsult.ru/files/icb07.rar
Сайт института: www.nisse.ru

Индекс кредитной политики

Индекс кредитной политики отражает позиции банков с точки зрения благоприятности экономических условий кредитования, а именно - запрашиваемой стоимости кредита и обеспечения по нему.

В мае 2012 года индекс кредитной политики составил 69 баллов, несколько снизившись по отношению к сентябрю 2011 года (71 балл). Основной фактор динамики индекса - рост ставок кредитования, в том числе за счет появления у ряда банков (например, МДМ-банк) дополнительных комиссий.

Рисунок 3. Индекс кредитной политики, баллы

Динамика с предыдущего мониторинга (сентябрь 2011)

-3%

Динамика с начала мониторинга (февраль 2010)

+33%


Тройка лидеров по индексу кредитной политики не изменилась. Максимальное значение индекса кредитной политики по-прежнему принадлежит Сбербанку РФ - 104 балла, немного уступают ему Локо-банк и Росбанк.

В пятерку лидеров вошли также банки Центр-Инвест и Инвестторгбанк, которые готовы предлагать ставки кредитования ниже рынка.

Также стоит отметить МИнБ, набравший 77 баллов, снизивший среднюю ставку кредитования, требования к заемщику и залоговому обеспечению. В то же время, «Возрождение» и Россельхозбанк, наоборот, декларируют повышение средних ставок кредитования по своим продуктам, что привело к снижению их позиций до 58 и 60 баллов соответственно.

Таблица 2. Банковский индекс кредитной политики, баллы

 

среднее 2011

сен 11

май 12

Сбербанк

108

111

104

Локо-банк

95

99

95

Росбанк

85

91

91

Центр-Инвест



85

Инвестторгбанк

53

35

79

Банк Москвы

81

78

78

МИнБ

52

52

77

МДМ-Банк

59

59

76

Уралсиб

85

91

73

ВТБ 24

85

84

71

Открытие



70

Юниаструм банк

64

64

63

Россельхозбанк

87

103

60

Номос-банк

67

67

59

Возрождение

73

76

58

АК Барс

56

65

53

Интеза

52

45

53

Траст

55

42

49

Промсвязьбанк

74

65

44

Райффайзенбанк



33

Средняя ставка по кредитам на 12 месяцев среди ТОП-20 выросла до 15,5. Сбербанк  со средней ставкой по кредитам в 13% уступил лидерство в рейтинге процентных ставок Локо-банку со ставкой 12%.  Вплотную к ним примыкают Банк Москвы и Центр-Инвест, чья ставка составила 14%.

За прошедший период сразу несколько банков запустили программы лояльности, предполагающие возможность получения кредита по сниженной процентной ставке для тех клиентов, которые обращаются за кредитом повторно, а также более высокую скорость рассмотрения заявки на повторный кредит. Это банки Юниаструм, ЛОКО Банк, ВТБ 24, Росбанк, «Открытие».

Партнерские программы банков, которые отслеживаются мониторингом, продолжают развиваться. Однако нужно заметить, что не все подобные инициативы имеют долгосрочный характер. (таблица 2).

Таблица 2. Партнерские программы банков

Вид партнерских программ (банки)

Выгода для банка

Выгода для потенциального клиента

Информационные (Возрождение, Открытие)

Рост бизнеса клиентов - рост комиссионных доходов, повышение лояльности клиентов

База потенциальных клиентов, имеющих более высокую лояльность, нежели клиенты «с улицы». Снижение комиссионных расходов на банковское обслуживание. Применение успешных бизнес-практик.

Агентские (Уралсиб, Интеза)

Рост доходов по всем видам продуктов, участвующим в программе

Финансовое поощрение за привлечение клиентов, возможность расширения бизнеса за счет заемных средств банка или предоставления своим потребителям комплексных услуг

Кредитные (Акбарс, Возрождение Сбербанк, Траст)

Рост бизнеса клиентов - рост комиссионных доходов, рост доходов по кредитным продуктам

Льготные условия кредитования за счет поддержки компании-партнера банка.


Анализ структуры кредитных программ показывает, что в банковском предложении преобладают оборотные (до 26% всех программ) и универсальные (еще 20%) программы, которые являются преимущественно краткосрочными.

Целевые долгосрочные программы занимают пока незначительное место в продуктовых линейках банков, а у многих банков и вовсе отсутствуют.  Все это существенно ограничивает потенциал спроса на кредиты со стороны малого бизнеса, так как малые компании недостаточно маневренны в отношении требований, предъявляемых банками в рамках универсальных продуктов.

Число кредитных программ для малого бизнеса среди банков ТОП-20 значительно выросло, и составило в первом полугодии 2012 года 184 программы, Наибольший вклад сделали впервые рассматриваемые в рейтинге банки Центр-Инвест и «Открытие», 19 и 16 программ соответственно.

Наиболее диверсифицированная линейка программ у Россельхозбанка (23 программы, которые можно отнести к ориентированным на малый бизнес).

Сбербанк увеличил количество программ до 14, заняв четвертое место. Программы в достаточной мере покрывают основные потребности малых предприятий.Стоит особо выделить новую кредитную программу Сбербанка «Бизнес-Старт» на открытие бизнеса по схеме франчайзинга.

http://www.finistconsult.ru/files/icb07.rar
Сайт института: www.nisse.ru

Бесплатные объявления России Главная | О журнале | Редакция | Партнеры
© 2007-2014 "Журнал руководителя"
Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше.